Легенды Крыма.

 

Чертова баня

          Не верьте, когда говорят: нет Шайтана. Есть Аллах – есть Шайтан. Когда уходит свет, - приходит тень. Слушайте!
          Вы знаете Кадык-Койскую будку? За нею грот, куда ходят испить холодной воды из скалы.
           В прежние времена тут стояла придорожная баня, и наши старики еще помнят ее камни.
          Говорят, строил ее один отузский богач. Хотел искупить свои грехи, отмывая тело бедных путников. Но не успел. Умер, не достроив. Достроил ее деревенский кузнец-цыган, о котором говорили нехорошее.
          По ночам в бане светился огонек, сизый с багровым отсветом. Может быть, в кагане светился человеческий жир. Так говорили.
          И добрые люди, застигнутые ночью в пути, спешили обойти злополучное место.
          Ходил даже слух, что в бане живет сам Шайтан.
          Известно, что Шайтан любит людскую наготу, чтобы потом над нею зло посмеяться. Уж, конечно, только Шайтан мог подсмотреть у почтенного отузского аги Талипа такой недостаток, что, узнав о нем, вся деревня прыснула от смеха.
          Кузнец часто навещал свою баню и оставался в ней день, другой. Как раз в это время в деревне случались всякие напасти. Пропадала лошадь, тельная телка оказывалась с распоротым брюхом, корова без вымени, а дикий деревенский бугай возвращался домой понурый быком.
          Все Шайтановы штуки! А, может быть, и кузнеца. Недаром он так похож на Шайтана. Черный, одноглазый, с передним клыком кабана. Деревня не знала, откуда он родом и кто был его отцом; только все замечали, что кузнец избегал ходить в мечеть; а мулла не раз говорил, что из жертвенных баранов на Курбан-байрам самым невкусным всегда был баран цыгана; хуже самой старой козлятины.
          Кохтебельский мурзак, который не верил тому, о чем говорили в народе, проезжая однажды мимо грота сдержал лошадь; но лошадь стала так горячится, так испуганно фыркать, что мурзак решил в другой раз не останавливаться. Оглянувшись, он увидел, - он это твердо помнит, - как на бугорке сами собой запрыгали шайки для мытья.
          И много еще случилось такого, о чем лучше не рассказывать на ночь.
          Впрочем, иной раз, как ни старайся, от страшного не уйдешь.
          У Османа была дочь, и звали ее Сальгэ. Пуще своего единственного глаза берег ее старый цыган. Однако любви не перехитришь, и, что случилось у Сальгэ с соседским сыном Меметом, знали лишь он да она. Только и подумать не смел Мемет послать свата. Понимал, в чем дело. И решил бежать с невестой в соседнюю деревню. Как только полный месяц начнет косить, - так и бежать.
          И смеялся же косой месяц над косым цыганом, когда скакал Мемет из деревни с трепетавшей от страха Сальгэ. 
          Османа не было дома. Он проводил ночь в бане. Пил заморский арак, от которого наливаются жилы и синеет лицо.
          - Наливай еще!
          - Не довольно ли? – останавливал Шайтан. – Слышишь скрип арбы? Это козский имам возвращается из Мекки… И грезится старику, как станут все на колени и будут кричать: «Святой хаджи!...» Постой, хаджи, еще не доехал! – И прежде, чем кузнец подумал, Шайтан распахнул дверь. Шарахнулись волны, перевернулась арба, и задремавший было имам с ужасом увидел, как вокруг него зажглись серные огоньки. Хотел прошептать святое слово, да позабыл. Подхватила его нечистая сила и бросила с размаха на пол бани.
          Нагой и поруганный, с оплеванной бородой, валялся на полу имам, а гнусные животные обливали его чем-то липким и грязным. И хохотал Шайтан. Дрожали стены бани. – То-то завтра будет смеху! На коленях стоит глупый народ, ждет своего святого, а привезут пья-нень-кого имама! – Не стерпел имам, вспомнил святое слово и очнулся на своей арбе, которая за это время уже отъехала далеко от грота.
          - Да будет благословенно имя Аллаха, - прошептал имам, и начал опять дремать.
          А в бане хохотал Шайтан. Дрожали стены бани.
          - Наливай еще, - кричал цыган.
          - Постой! Слышишь, скачет кто-то! – И вихрем вынес нечистый приятеля на проезжую тропу.
          Шарахнулась со всех четырех ног лошадь Мемета, и свалился он со своей ношей прямо к ногам Шайтана.
          - А, так вот кого еще принесло к нам! Души его, - крикнул Шайтан, а сам схватил завернутую в шаль девушку и бросился с нею в баню.
          Зарычал цыган и всадил отравленный кинжал по самую рукоять между лопаток обезумевшего Мемета.
          А из бани доносился вопль молодого голоса. «Будет потеха, будет хорошо сегодня», подумал цыган и, шатаясь, пошел к бане.
          В невыносимом чаду Шайтан душил распростертую на полу нагую девушку, и та трепетала в последних судорогах.
          - Бери теперь, если хочешь!
          Обхватил цыган девушку железными руками, прижался к ней… и узнал дочь…
          - Згне! – крикнул он не своим голосом слово заклятия.
          И исчез Шайтан. Помнил уговор с Османом. Только раз цыган скажет это слово, и только раз сатана подчинится ему.
          - Воды, воды, отец!
          Бросился Осман к гроту, а грот весь клубился удушливыми серными парами. И не мог пройти к воде Осман. Не знал второго слова заклятья. Упал и испустил дух.

          Поутру проезжие татары нашли на дороге три трупа и похоронили их у стен развалившейся за ночь бани.
          - Чертова баня, - назвал с тех пор народ это место.
          И я хорошо помню, как в детстве, проезжая мимо грота, наши лошади пугались и храпели.
          Не верьте, если вам скажут: нет Шайтана. Есть Аллах – есть Шайтан! Когда уходит свет, - приходит тень.


 
  Оглавление:
 
     Легенды приводятся по изданиям:
  • Сборник "Легенды Крыма", Симферополь, "Бизнес-Информ", 1994
  • "Легенды Крыма", Н. Маркс, вып. I, Москва, 1913.
  • "Легенды Крыма", Н. Маркс, вып. II, Москва, 1915.
  • "Легенды Крыма", Н. Маркс, вып. III, Одесса, 1917.

[ Крым | Поэтический Крым | Крым в WWW | Карадаг | Ароматерапия ]
Нора Крота]

 
©   Ќpo†™     Москва, 1999.

Hosted by uCoz